Валаам: святой и сказочный остров

Этим островом начинаешь восхищаться уже издалека — не то дивной и дикой природной красотой он так впечатляет каждого, кто проплывает мимо, не то возвышающиеся над многометровыми деревьями бирюзово-белые купола монастырского собора и часовни завораживают дух. Только на эту землю непременно хочется ступить — чтоб дышать лёгким воздухом, наслаждаться суровой красотой северной природы и не менее впечатляющей красотой старинной архитектуры.

История обители

Удивительное дело — но попадая на Валаам, оставляешь где-то там, за озером, XXI век из которого прибыл сюда, со всеми его современными технологиями и прочими усовершенствованиями. Видимо, поэтому и выбрали этот остров для строительства обители первые его поселенцы.

Теплоходы на Валааме

Самые первые люди на островах Валаамского архипелага появились ещё в X веке. Примерно тогда же здесь было возведено и первое строение монастыря, ставшего оплотом православия на севере Руси, служившего с самого начала своего зарождения распространению христианства на близлежащих землях. Некоторые историки даже называют точную дату — 960 год. Считается, что в обители хранились мощи её основателей — святых Сергия и Германа. Из сохранившихся церковных документов можно узнать, что они были вывезены монахами в 1163 году в Великий Новгород — в то время предполагалось нападение на остров шведов. Однако существует и другая версия — будто возведён монастырь был примерно на стыке XIII и XIV веков.

Монастырю довелось стать не просто обителью — он служил также оборонительной крепостью. Земли эти не раз подвергались нападению шведских войск, пока, в итоге, им не удалось разорить и практически стереть с лица земли монастырь и погубить всю братию. Так в начале XVII века острова переходят во владение шведов. Лишь через сто лет, в 1715 году, по велению Петра I обитель была восстановлена. Из дерева возводится Спасо-Преображенская церковь, а также колокольня, хозпостройки. Однако на этом бедствия монастыря не закончились — в XVIII веке он дважды горел. После этого монастырские земли отходят во владение государства, и в конечном счёте он приходит в упадок.

В 1785 году было принято решение возродить Валаамский монастырь и вернуть ему земли. На этот раз новые строения возводятся из камня, что, надо сказать, было делом довольно нелёгким.

XIX век стал для обители периодом расцвета. Под руководством отца Дамаскина, властвовавшего здесь более сорока лет, на острове было не только возведено около двух десятков церквей, но и проложено более сотни километров дорог, а также основаны пристани, конный и рыбный заводы. Практически все работы на территории монастыря выполняли сами монахи. Это было своего государство в государстве: здесь велась торговля, были свои карательные органы, ходили собственные деньги. На начало XX века, когда острова отошли к Финляндии, на Валааме проживало около тысячи жителей. Такая пертурбация частично послужила плюсом монахам — благодаря этому они избежали репрессий 30х годов.

Валаам, Монастырская бухта

В 1940 году острова вместе с монастырём вновь отходят к России. Финны покидают Валаам, вместе с ними бегут и монахи, забрав с собой всё самое ценное. На территории Финляндии братией была приобретена усадьба, ставшая Нововалаамским монастырём. Впоследствии в новой обители перестали проводиться службы на русском языке, а в 1981 году умирает последний русский монах. На сегодняшний день на Валааме вновь возрождается Спасо-Преображенский монастырь.

Легенды острова

Впрочем, многие уверяют, что давным-давно была на острове другая жизнь — вне монастыря, языческая. Конечно, со всей достоверностью нельзя утверждать, что остров был когда-то культовым местом карел-язычников — но говорят, что в самых укромных его углах и поныне существуют случайно сохранившиеся косвенные улики, весьма интересные артефакты.

Например, рунический камень, одна из главных легенд Валаама языческого. Как гласит легенда, именно первыми монахами, в X веке, была уничтожена руническая надпись на нём, и на его месте возведён крест.

Чайки и скалы

Любителями таинственного и загадочного упоминаются также Капище Велеса с якобы жертвенными желобами, каменные кладки, кельтские кресты и много чего другого. Потому в последние пятнадцать лет остров служит не только туристическим центром и место паломничества — сюда стремятся попасть также оккультисты, среди которых Валаам пользуется славой «места силы».

Конечно, сейчас будет сложно сказать, что из легенд правда, а что — чистой воды выдумка. И что послужило причиной тому, что легенды эти вышли в народ — не то поистине загадочная природная красота, не то история острова, до сих пор полная домыслов… Так или иначе, но остров этот со всеми его выдуманными или реальными тайнами в любом случае достоин того, чтобы его посетили.