Исследователи полагают, что в эпоху палеолита в залах Игнатьевской пещеры (Катав-Ивановский район) проводились обряды инициации юношей в охотников. Под землёй были оборудованы своеобразные «учебные классы». Но это не главная загадка подземелья.
Большинство туристов, посещающих ныне Игнатьевку, ограничиваются прогулкой по полукилометровым коридорам с высокими сводами и арками.
Но именно в «келье» полулегендарного старца Игнатия, расположенной на «втором этаже» пещеры, находится уникальная нерукотворная «икона» Божией Матери. В подземном зале с низкими потолками и сырыми подтёками на стенах луч фонарика выхватывает объёмную «икону».
Вода и известь «вылепили» на скальной стене мадонну с младенцем, и можно рассмотреть даже черты лица у женщины. Чудеса!
«Келья» погибает: каменная река, прорвавшись через вытяжное окно в потолке, медленно, метр за метром, заполняет её. Ещё несколько десятилетий, и в «келью» невозможно будет протиснуться.
Останутся погребёнными и «икона», и наскальные рисунки. На стенах едва различимы первобытная лошадь и непонятное лохматое чудовище.
Мамонт? Шерстистый носорог? Или забытый бог войны? На потолке — обнажённая пещерная дикарка, у которой между ног проходит красная дорожка к быку-прародителю.
Ещё одна загадка. Некоторые исследователи приходят к мысли, что в данном рисунке древний homo sapiens отобразил миф, исходя из которого человеческий род перешёл от быка к женщине.
Впервые Игнатьевская пещера упоминается в работах Петра Симон-Палласа ещё в 1769 году. Исследователь описал в ней подземное озеро, ход к которому ныне пока не найден — обвалился.
В середине ХХ века пещера получила статус памятника археологии, затем — памятника природы, а в 1995 году — памятника истории и культуры федерального значения. Всего в Челябинской области три памятника подобного рода.
В настоящее время идёт речь о Серпиевском (по названию села Серпиевка) пещерном граде; на 12 километрах вдоль реки Сим, а в том месте, где река пропадает под землю, на реке Гамаза обнаружено 140 (!) пещер и гротов.
В своё время в Игнатьевке закладывали шурфы мэтры археологии Отто Бадер и Валерий Петрин. В исторических слоях представлены следы всех эпох, начиная с палеолита и заканчивая нашими днями.
От каменных наконечников стрел до советских монет 30-х годов. Заведующая Игнатьевской пещерой учительница Серпиевской средней школы Лидия Пядышева не устаёт рассказывать своим экскурсантам истории о том, как первобытные люди посвящали здесь своих отпрысков в мужчин, и о старце Игнатии, жившем в пещере в XIX веке.
Сложно сказать, кем был этот полулегендарный старец. Существуют три версии.
Либо беглый каторжник, неспроста в преданиях рассказывается, как за ним охотился и выкуривал из пещеры отряд солдат. Либо старообрядцем. Либо… самим Константином Романовым, братом Александра I и Николая I.
Якобы в Санкт-Петербурге вместо Константина похоронили другого, а сам он из столицы бежал на Урал. Так ли это или нет, сказать невозможно, но археологические находки подтверждают, что человек, живший в Игнатьевке, был глубоко религиозным.
Вечерний Челябинск